Оценок больше не будет!!! В системе образования появились ошеломляющие новшество, ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

60

cdbdfdfbcfac

 

В Министерстве образования готовятся отказаться от оценок для школьников 1 – 4 классов.

Такой проект реформирования начальной школы Министерство образования вынесло на обсуждение педагогов и родителей. Кто-то шокирован: как это может быть, ведь дети и так не хотят учиться, а теперь вообще будут бить баклуши на уроках!

И вот что думают о плюсы и минусы нововведения Наталья Прибильська, директор первой в Украине школы Монтессори, Василина Хайрулина, директор Украинского колледжа имени Василия Сухомлинского, Галина Вишневецкая, учитель начальных классов высшей категории СОШ “Рассвет”, и Игорь Ликарчук, доктор педагогических наук, заслуженный работник образования Украины, экс-директор УЦОКО. — Почему вообще возникла такая идея? Ведь первое, о чем привыкли спрашивать родители ребенка, — “что ты сегодня получила в школе?” Г. Вишневецкая: — Действительно, такой подход к обучению прочно укоренился в нашу ментальность, и бороться с ним трудно. Хорошая оценка – нет повода для волнения, ребенка можно похвалить, чем-то вознаградить. Плохая — большинство родителей считают, что надо наказать, меньшинство пытается помочь выполнить уроки. А нет оценки вообще, то как же теперь знать, все ли в порядке у ребенка, она старается, или не хуже других?!

А теперь представьте себе психологическое состояние ребенка семи-десяти лет (потому что в первом классе оценок мы и сейчас не ставим), которая учится на средний или низкий балл. Она только начинает делать первые шаги в обучении, которое продлится не один год. Что-то ему удается, а что – то-нет. Это нормально! Но ребенок видит, что его средняя оценка – 6 – 7 баллов. И она привыкает к этому, не хочет стараться, а зачем, чтобы не хуже. Она боится делать какие-то нестандартные шаги в обучении, ибо может быть еще хуже и, соответственно, еще ниже оценка. Ей скучно экспериментировать, потому что для себя она уже определила свой балл и подсознательно придерживается его. И хуже всего, что “оценочного шлейф” тянется за ней и в средней школе. Когда пятиклассники переходят на систему, где каждый предмет учит другой учитель, их непросто оценить в первую четверть: новые лица, педагоги еще не успевают до конца декабря определить способности каждого. И часто некоторые учителя заглядывают в журнал четвертого класса: что там было у тебя по математике? Восьмерка? Ага, ну так ты примерно и знаешь… I. Ликарчук: — Идея МОН самом деле не новая, школы без оценок есть во многих странах.

В Финляндии, которая считается первым номером в международном рейтинге систем образования, начальная школа – шестилетняя. И бального оценивания в ней действительно не предусмотрено. Не ставят оценок до восьмого класса в Швеции и Дании. В некоторых странах есть система оценивания “знает – не знает”. Я считаю, что в школах нужно не отказаться от оценок, а изменить систему оценивания. И это совсем не касается изменения количества баллов в шкале, а подхода к оцениванию.

Оценка должна перестать быть в отдельных учителей (к сожалению, таких очень и очень много!) орудием психического насилия в отношении учащихся. — Есть ли в Украине школы, которые работают без оценок? И что подсказывает опыт: хорошо это или плохо? В. Хайрулина: — Мы ввели такое правило для младших школьников еще в 1991 году. Сначала как эксперимент. У нас было по пять классов в параллели. Я договорилась с учительками двух первых, вторых и третьих классов, чтобы не ставили оценок. Приходит одна учительница начальных классов и рассказывает: “У меня есть девочка, которой я на уроке никогда не слышала, мы с ней общались только с глазу на глаз после занятий. А теперь она заговорила, испуг прошел. Говорит, что всегда боялась оценки, а теперь ей тоже нравится отвечать на уроке”. Потом мы попробовали делать так: ставили детям не менее 10 баллов или же ничего. То есть все у нас учились хорошо. Но через несколько месяцев учитель начинал спрашивать тех, кто не очень старался: “Я могу поставить тебе только 7. Ты согласна?”. И ответ всегда был одинаковым: “Нет, не надо. Я еще дома довчу материал и сдам на 10”.

То есть, наш опыт подсказывает, что до бального оценивания ребенка надо готовить постепенно. I мотивация должна быть только положительной: поощрять, а не наказывать. Н. Прибильська: — В системе Монтессори ошибка вообще не является негативом, а только позитивом. Ведь все мы так или иначе учимся на собственных ошибках. В нашей школе дети длительное время работают с карандашом: чтобы иметь возможность вытереть резинкой найденную ошибку, а не запечатлеть ее на бумаге – и получить наказание в форме низкого балла. Диктант, например, у нас проверяют так: учитель озвучивает, как правильно, ученики просматривают свои работы и оценивают их самостоятельно. Тогда неуспеваемость их не ранит.

Мы придерживаемся такого принципа: если указываем ребенку на его ошибку, накажем оценке, то эта неудача останется гораздо сильнее, чем информация, которую хотим донести. Ребенок получит психологическую травму, а не знания. Г. Вишневецкая: — Собственно, дети идут в школу за знаниями, а не за оценками. К сожалению, некоторые родители и даже учителя этого не хотят понимать. Совсем отказываться от оценки я бы не рисковала. В средней и старшей школе это необходимо. Тогда ребенок уже достаточно взрослый, чтобы

 

comments powered by HyperComments